… зельеварение? 2. Какие основные методы анализа вы знаете? 3. По заданию учителя попробуйте проанализировать какое-либо зелье, используя основные методы анализа аналитического зельеварения.







§29. Методы замещения ингредиентов.Бывают случаи, когда в запасе у волшебника нет определённого растительного ингредиента (замещать ингредиенты животного и минерального происхождения нельзя). В этом случае используют стандартную таблицу замещения ингредиентов растительного происхождения.Трава/Растение Возможное замещениеАконит ТабакАпельсин Мандариновая кожура Апельсиновые цветки Апельсиновая кожура Белладонна ТабакБелена ТабакБолиголов ТабакВалериана ЧернокореньВаниль ЯсменникВетиверия АирГвоздика Мускатный орех Жасмин РозаИссоп Лаванда Кассия Корица Кедр Сандаловое дерево Кипарис Можжевельник, сосновая хвоя Клевер ЛапчаткаКонопля Мускатный орех, анис звездчатый, лавр Лаванда РозаМожжевельник СоснаМолочай ТабакМускатный орех Корица Мята ШалфейОмела белая Мята, шалфей Паслён ТабакПлющ ЛапчаткаПолынь горькая Полынь обыкновенная Роза ТысячелистникРозовая герань РозаСыть Имбирный корень Табак ЛаврТимьян РозмаринТис ТабакТрилистник ЛапчаткаЧемерица Табак, крапива Чернокорень Ясменник, ваниль Шафран Апельсиновая кожура  1. Почему нельзя замещать ингредиенты животного и минерального происхождения? 2. Проанализируйте стандартную таблицу замещения ингредиентов растительного происхождения. Что Вы знали, а что для Вас было удивительно?

  «Тонизирующее зелье Мандрагоры» Ингредиенты: мандрагора, вода, толчённый рог двурога, амфора.Эффект: является сильным средством и лекарством от окаменения. 











§30. Соответствия трав астрономическим объектам.
Эти списки можно использовать для составления собственных планетарных смесей или же в том случае, когда необходимо замещение. Имейте в виду, что все эти соответствия довольно спорны.  
Астрономический объект Свойства ТравыСолнце Рецепты обеспечивают лечение, защиту, успех вдохновение, магическую силу, физическую энергию Акация, Апельсин, Гвоздика, Древесное алоэ, Дуб, Копал, Корица, Лавр, Ладан, Мандарин, Можжевельник, Омела белая, Розмарин, Сандаловое дерево, Цитрон Луна Рецепты обеспечивают крепкий сон, пророческие сновидения, развитие подсознания, садоводство, любовь, лечение, плодовитость, мир, страсть, духовность. Аир, Виноград, Гардения, Жасмин, Ива, Камфара, Кокосовый орех, Лимон, Маковое семя, Мирра, Сандаловое дерево Меркурий Рецепты стимулируют интеллект, красноречие, пророчество, учебу, самосовершенствование, помогают преодолеть вредные пристрастия, бросить дурные привычки Лаванда, Миндаль, Мята лимонная, Перечная мята, Сорго лимонное, Тимьян, Тмин, Укроп, Фенхель Венера Рецепты активизируют любовь, преданность, примирение, обмен мнениями, молодость, радость, счастье, удовольствие, удачу, дружбу, страсть и медитацию Ваниль, Вереск, Герань (розовая), Гиацинт, Ива, Ирис, Кардамон, Красный жасмин, Крокус, Лакричник, Магнолия, Маргаритка, Мирт, Мята курчавая, Орхидея, Пижма, Роза, Сирень, Тимьян, Фиалка, Фиалковый корень Марс Рецепты способствуют мужеству, агрессии, физической силе, политике, изгнанию нечистой силы, защите и защитной магии Базилик, Имбирь, Кориандр, Крапива, Перечная мята, Полынь горькая, Ракитник, Сосна, Сыть, Табак, Чернокорень, Ямайский перец, Ясменник Юпитер Рецепты способствуют развитию духовности, медитации, привлечению денег, процветанию Анис, Анис звездчатый, Гвоздика, Дубовый лишайник, Жимолость, Иссоп, Клен, Лапчатка, Мускатный орех, Шалфей Сатурн Рецепты обеспечивают защиту, очищение, долголетие, изгнание нечистой силы, прорицательность Амарант, Анютины глазки, Кипарис, Мимоза, Окопник аптечный, Пачули, Тамариск   1. Почему соответствия трав и астрономических объектов являются спорными? 2. Как вы думаете, свойства, приведённые в каждой строке таблицы, более соответствуют астрономическому объекту или растительному ингредиенту? Почему?

  «Успокоительная настойка»  Ингредиенты: настойка чемерицы, лунный камень. Эффект: ощущение мира, спокойствия. 















§31. Соответствия трав теории четырёх элементов.
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробно разработана греческими философами Платоном и Аристотелем.   Теория четырёх элементов – это алхимический закон, отражающий взаимосвязь вещества и четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли. 

Многие растения соответствуют стихиям. В свою очередь, каждый объект ассоциируется с конкретными магическими целями, чей список вы найдете ниже. Для усиления эффективности, перед тем как использовать тот или иной травяной продукт, настройтесь на определенную стихию. Стихия Свойства ТравыЗемля Рецепты обеспечивают мир, плодовитость, деньги, деловой успех, стабильность, рост, трудоустройство и др. Вербена, Ветиверия, Горлец, Жимолость, Кипарис, Магнолия, Нарцисс, Папоротник, Пачули, Полынь, Примула, Ревень Воздух Рецепты обеспечивают развитие связи, путешествия, интеллекта, красноречия, прорицательности, свободы и мудрости Акация, Анис, Анис звездчатый, Душица, Лаванда, Миндаль, Мята лимонная, Петрушка, Перечная мята, Цитрон, Шалфей Огонь Рецепты направлены на активизацию связи, защитной магии, физической силы, магической силы, мужества, силы, воли, очищения Апельсин, Базилик, Бархатцы, Гвоздика (пряность), Гвоздика (цветок), Дягиль, Кедр, Копал, Кориандр, Корица, Лавр, Мандарин, Можжевельник, Мускатный орех, Перечная мята, Розмарин, Сыть, Табак, Укроп, Фенхель, Чернокорень, Чеснок, Ямайский перец, Ясменник Вода Рецепты обеспечивают любовь, лечение, мир, сострадание, примирение, очищение, дружбу, хороший сон, сновидения, а также снимают стресс Аир, Бузина, Ваниль, Вереск, Гардения, Гиацинт, Жасмин, Ирис, Камфара, Кардамон, Кокосовый орех, Красный жасмин, Лакричник, Лилия, Лимон, Мирра, Мята курчавая, Окопник аптечный, Орхидея, Персик, Пижма, Роза, Ромашка, Сандаловое дерево, Сирень, Тимьян, Фиалка, Фиалковый корень, Эвкалипт 
Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтэссенцию. 
  Квинтэссенция – это тончайшая субстанция, способная удерживать в себе стихию молнии (или электричества) и абсолютный покой, которого на Земле не существует. 
Как вы понимаете, квинтэссенция – это, возможно, тёмная магия, преобладающая и находящаяся в космосе. 
Естественно и то, что нет растительных ингредиентов, соответствующих пятому элементу Вселенной.  
Растительные ингредиенты существуют только на Земле, поэтому они не способны быть подобными квинтэссенции. 
  1. В чём сущность теории четырёх элементов? 2. Кем была разработана теория четырёх элементов? 3. Почему теорию четырёх элементов иногда называют теорией пяти элементов? Как называется пятый элемент? 4. Что такое квинтэссенция? 5. Где преобладает квинтэссенция? 6. Почему нет растительных ингредиентов, соответствующих тёмной материи? 7. Как вы считаете, квинтэссенция – это тёмная материя?
  «Яггор-антидот»  Ингредиенты: 5 капель крови разных видов змей, слезы единорога. Эффект: используется для снятии эффекта сглаза, ран от сложных заклинаний и борьбы с вредителями. Является антидотом от большинства ядов.  Контрольные вопросы1. Сравните первое определение зельеварения (наука, изучающая взаимное превращение одних веществ в другие, с помощью магических взаимодействий между собой) и второе (магическая наука, строящаяся на взаимодействии вещества и магии). В чём есть сходства, а в чём различие?2. Докажите, что зельеварение – магическая наука. 3. Что такое трансфигурационная магия? 4. Какие трансфигурационные заклинания, применяемые в зельеварении, вы знаете? 5. Амортенция и приворотное зелье. Речь идёт об одном и том же зелье, или о разных зельях? 6. Что такое аналитическое зельеварение? 7. Какие основные методы анализа вы знаете? 8. Почему нельзя замещать ингредиенты животного и минерального происхождения? 9. Почему соответствия трав и астрономических объектов являются спорными? 10. В чём сущность теории четырёх элементов? 11. Кем была разработана теория четырёх элементов? 12. Почему теорию четырёх элементов иногда называют теорией пяти элементов? Как называется пятый элемент? 13. Что такое квинтэссенция? 14. Где преобладает квинтэссенция? 15. Почему нет растительных ингредиентов, соответствующих тёмной материи? 16. Как вы считаете, квинтэссенция – это тёмная материя?












ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ 6 КУРС


§32. Предмет изучения и важнейшие задачи алхимии.
Вы приступаете к изучению одной из самых таинственных и загадочных наук - алхимии. 
  Алхимия – это наука, изучающая системы трансформации вещества, физических предметов (металлов) или человеческого организма.
Важнейшими задачами алхимики считали для себя создание философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото, эликсира жизни (универсального лекарства) и магистерия, способного превратить металлы в серебро. 
  Философский камень – это вещество, способное успешно осуществить трансфигурацию металлов в золото.
  Эликсир жизни – это вещество, дарующее бессмертие, являющееся универсальным лекарством.
  Магистерий – это вещество, способное успешно осуществить трансфигурацию металлов в серебро.
Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. 
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый».  
Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. 
 
  1. Что изучает алхимия? 2. Что такое философский камень? 3. Что такое эликсир жизни? 4. Что такое магистерий? 5. Почему искусство делать золото называлось герметическим?
  «Напиток живой смерти» Ингредиенты: вода, корень асфоделя, дремоносные бобы, златоцветник, настойка полыни.Эффект: погружает в глубокий сон, схожий со смертью. 
















§33. Краткий очерк истории алхимии. Александрийская алхимия.
Колыбелью алхимии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная алхимия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота. В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – alkhemeia. Впервые слово "алхимия" встречается в книге сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика (336 г. н. э.). 
В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса: 
1.  Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платоновско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
2.  Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики. 
Родившаяся в Александрии алхимия (само слово "алхимия" имеет более позднее происхождение) сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот, аналог греко-римского Гермеса-Меркурия, вестник богов, бог торговли, обмана и т.п. Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых.
Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.  «Сыворотка правды» (Веритасерум)Ингредиенты: перья болтрушайки, шерсть с ног акромантула, слёзы единорога, сиплосфора.Эффект: выпивший выдаёт все свои секреты.  1. Где зародилась алхимия? 2. Кого считают основателем алхимии? 3. Кратко расскажите о возникновении и развитии Александрийской алхимии. 











§34. Краткий очерк истории алхимии. Арабская  алхимия.
В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии – ислама – что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке – в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово alkhemeia преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская alkhemeia.
Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и его идея о взаимопревращениях элементов. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась не слишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835) давал следующее весьма громоздкое и туманное объяснение свойств металлов, основанное на учении Аристотеля: "…Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото жёлтое, а серебро белое, т.к. первое содержит больше тепла, а второе – больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и её цвет более красен, т.к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, … и оно с трудом поддаётся действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним…".  
Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ.Абу Муса Джабир ибн Хайан (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Джабир ибн Хайан создал теорию, призванную более конкретно объяснять свойства металлов (в частности, такие, как блеск, ковкость, горючесть)  и обосновывать возможность трансмутации. Следует особо отметить, что ртутно-серная теория представляла собой попытку теоретического обобщения опытных данных в достаточно частном вопросе, не претендуя на всеобщность объяснения. Это в корне отличает её от классических натурфилософских учений. Суть ртутно-серной теории состоит в следующем.
В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов, скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайана, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).
Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо. Золото – совершенный металл – образуется, только тогда, когда вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; "созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum).   «Паста для лечения ожогов»Ингредиенты: желудочный сок носорога, волосы из хвоста единорога, струганное копыто пятнистого оленя, сера, пепел. Эффект: лечит ожоги.
 
  «Феликс Фелицис»Ингредиенты: лунный камень, яд бумсланга, яйца эльфов, весенний дождь, корпотка, антропогора, южная синявка, слизь амфоры египетской, сердцевина рога единорога, коготь гиппогрифа, зелье Счастья. Эффект: приносит везение и удачу. Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли.
По мнению алхимиков, процесс превращения "несовершенных металлов" в "совершенный металл" – золото – может быть отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир, согласно представлениям последователей Гебера, должен был обладать ещё многими магическими свойствами – исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие. Именно эти "побочные функции" эликсира и закрепились в современном значении этого слова в русском языке. Вообще следует отметить, что арабская алхимия всегда самым тесным образом была связана с медициной, которая в арабском мире была развита весьма высоко (в частности, в Багдаде ещё в VIII веке появилась первая государственная аптека), и практически все арабские алхимики были известны ещё и как врачи.
  1. Кто разработал ртутно-серную теорию? В чём её смысл? 2. Что означает число «семь» в алхимии? 3. Кратко расскажите о возникновении и развитии Арабской алхимии. 






§35. Краткий очерк истории алхимии. Европейская алхимия.  «Средство для отращивания волос»Ингредиенты: крысиные хвосты, шерсть единорога, перхоть барабашки, чешуя и волос русалки. Эффект: после применения отрастают волосы.
Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. 
Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией имели место весьма существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.
Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий  (Albertus Magnus). Труды Альберта Великого ("Книга об Алхимии" и пр.) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.
Современником Альберта Великого был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший, в частности, знаменитейший трактат "Зеркало Алхимии". В трактате даётся подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Роджер Бэкон определял алхимию следующим образом: 
"…Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения…". 
По мнению Бэкона и последователей, приготовление эликсира из "первичной субстанции" должно было осуществиться в три стадии – нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы в серебро) и рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир).
Роджер Бэкон подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Бэкон был одним из первых, кто привёл описание чёрного пороха, и иногда считается его изобретателем. Необходимо отметить, что появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией.
В работах Альберта Великого и Роджера Бэкона, как и в сочинениях арабских алхимиков, доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской. К основоположникам мистических течений часто относят испанского врача Арнальдо де Виллановы (1240-1313) и Раймунда Луллия (1235-1313). Их труды также были посвящены трансмутации (Луллий даже утверждал, будто ему удавалось получать философский камень и золото), причём особый упор делался на магических операциях, необходимых для получения желаемых результатов. 
Мистические течения в европейской алхимии занимали очень значительное место. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было равно, естественно, семи:            1.  Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum);      2.  Создание гомункулуса;      3.  Приготовление алкагеста – универсального растворителя;      4.  Палигенез, или восстановление растений из пепла;      5.  Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото.      6.  Извлечение квинтэссенции.      7.  Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Именно по мистическим соображениям мышьяк и сурьму алхимики отказывались признавать самостоятельными металлами, т.к. для них не хватает планет, которых, по тогдашним представлениям, всего семь; мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты. Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили, естественно, значительное число мошенников от алхимии.
Тем не менее, в XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка). 
Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.
Многие сведения о различных веществах приводятся в сочинениях знаменитого алхимика XV века Василия Валентина: подробно описывается сурьма, соединения цинка, висмута, олова, свинца, кобальта, способы получения и свойства соляной кислоты и винного спирта и т.д.
Кроме легендарного Василия Валентина, в XV-XVII веках в Западной Европе широкой известностью – либо благодаря своим мнимым успехам в получении философского камня, либо благодаря своим сочинениям, – пользовались многие алхимики: Николас Фламель, Александр Сетоний, Иоганн Исаак Голланд, Михаил Седзивой, Венцель Зейлер и многие другие. Алхимические идеи были чрезвычайно популярны в обществе; вера в чудодейственные свойства философского камня, казалось, была незыблемой. Однако к середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны – вырождающееся мистическое направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись иатрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии. 
Алхимии изначально были присущи весьма серьёзные отрицательные черты, которые, в конце концов, и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки. Тем не менее, уязвимость алхимии для критики с точки зрения современной науки никоим образом не означает, что труд многих поколений алхимиков был бессмысленным и бесполезным.
Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
  1. В чём отличия между арабской и европейской алхимией? 2. Какие отрицательные черты присущи алхимии? 3. Кратко расскажите о возникновении и развитии Европейской алхимии. 4. Что является главным результатом алхимического периода?  «Экстракт цикуты»Ингредиенты: свежая цикута, порошок цикуты. Эффект: успокаивающее средство. 






  «Токсицид»Ингредиенты: слюна волка, сок антропогоры и златоцветник. Эффект: парализует докси.















§36. Биография Николаса Фламеля.Николас Фламель — французский алхимик, которому приписывают изобретение философского камня и эликсира жизни.Николас Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был слишком молодым, после их смерти Николас переезжает в Париж и становится общественным писарем.После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих коллег и копировальщиков. Всё имущество супругов переходит в совместное владение.В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для нее папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Николасу Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости Николас Фламель занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.В 1397 или 1404 году умирает Перренелль, жена Николаса. Сам Фламел